о нас наши услуги портфолио прайс-лист проекты статьи контакты
 
Маркетти_статьи
 

← Назад к списку статей

 

Как правильно оценивать дизайн

Многие дизайнеры и заказчики неправильно подходят к оценке дизайна, отсюда и низкое его качество в России. Дело часто в неправильном понимании самой сути, в слишком поверхностной оценке (часто вся оценка сводится к эмоциональной фразе типа «Вах-вах, как красиво!» или «Чё-то мне не очень нравится», бывает и так: «Мне не нравится, но я не могу сказать что».) В этой статье я постараюсь кратко рассказать как правильно оценивать дизайн.

Прежде всего, есть три пункта оценки, оценивайте по порядку, а не всё сразу: сначала — общее впечатление, затем — решает ли дизайн поставленные задачи и, наконец, подробно разберите детали. Сразу скажу, что нужно иметь как минимум вкус и хоть какой-то опыт в оценке, иначе мои советы вам не помогут.


Оцените первое впечатление
Первое впечтление — это интуитивные ощущения от первой секунды взгляда на дизайн. То есть, вы еще не присмотрелись к деталям, вы просто увидели и сразу же вам либо понравилось, либо нет (есть еще средний вариант, когда ни то, ни сё). Первое ощущение очень важно, это как знакомство с человеком, если не нравится с первого взгляда, то вряд-ли уже понравится затем. Это какая-то химия, интуитивное восприятие.

Если дизайн не нравится вам сразу же, то скорее всего, такое же впечатление он будет вызывать и у других. Это значит, что дизайн нужно менять полностью, переделывать, иначе работать он будет плохо.

Если же ощущения средние, то, возможно, нужно доработать. Например сделать макет «более живым», добавить интересные детали, поработать с цветом, улучшить или заменить фотографии и т.д.


Определите: решает ли дизайн поставленные задачи
По сути, это самое главное в дизайне. Ведь каким бы ни был красивым например интернет-магазин, что от него толку, если в нём ничего не покупают. Правильная постановка задач и их решение — это самое главное в дизайне, а не красивая картинка, как ошибочно считают многие. Красивая картинка тоже имеет место на существование, но только в том случае, если она служит опять таки решению задачи.

Главный смысл такой: очень красивый сайт, который не продает товар или услугу — это очень плохой дизайн, а простой, может быть даже не очень привлекательный сайт, который хорошо продаёт — это дизайн отличный. Это не значит, что красивый дизайн — плохо, повторюсь: если красивая картинка помогает решать задачу, то это отлично.

Итак, сначала вам нужно определить какие задачи должен решать дизайн (например плакат фильма должен быть сделан так, чтобы люди, увидев его, захотели пойти на фильм). После того как вы определились, постарайтесь взглянуть на дизайн глазами потенциального клиента и определите: захотите ли вы купить данный товар или услугу? Что вам понравится в дизайне, а что нет? Может быть что-то будет непонятно или неприятно? (например, мороженое в рекламе снято так, что съесть его совсем не хочется или вы не можете найти цены на сайте).

Решение задачи — это главное. Постарайтесь понять, решает ли дизайн задачу и исправить все ошибки пока еще не поздно.


Подробно разберите детали
После оценки общего впечатления и решения задачи можете приступать к оценке деталей. Тут опять-таки лучшая стратегия — посмотреть на дизайн глазами потенциального заказчика. Основные моменты, на которые стоит обратить внимание:

1. Всё ли понятно? Возможно, какие-то элементы дизайна не будут понятны клиенту, постарайтесь определить какие. Мы не должны заставлять человека долго думать в поисках ответа, он должен сразу понять, что рекламирует данный дизайн, как купить товар или услугу и почему именно этот товар он должен купить (а не товар или услугу конкурента). Также клиент должен быстро понять как перейти в тот или иной раздел (на сайте) и как найти нужную ему информацию, например цены или контакты.

2. Должны быть правильно расставлены акценты. Важное выделено и крупно, менее важное мельче.

3. Чётко должны быть обозначены конкурентные преимущества. Почему потенциальный клиент должен купить именно наш товар? Чем он лучше товаров конкурентов?

4. Фотографии и текст должны «продавать». Например на сайте турагентства фотографии должны быть такими, чтобы человек захотел купить тур, к сожалению часто бывает наоборот.

5. На макете должен быть «воздух», он не должен быть «забит под завязку», перегруженность всегда негативно воспринимается, пусть даже и подсознательно.

6. Проверьте текст на грамматические ошибки. Особенно внимательными будьте если это полиграфия, на сайте ошибку исправить не сложно, а вот если вы напечатаете тираж календарей с серьезными ошибками, то придется всё перепечатывать. То же самое касается телефонов и адресов.

7. Внимательно изучите все детали дизайна, возможно вы найдете много других ошибок или недоработок, которые нужно исправить. Тут главное не жалеть времени и сил, лучше исправить ошибки, пока дизайн еще не ушел в работу.

Я глубоко убежден, что для дизайнеров оценка дизайна (как своего, так и чужого) — это важнейший навык в работе. Чем меньше дизайнер видит своих ошибок, тем хуже результат. Для заказчиков это качество менее важно, но только в том случае, если они работают с опытной компанией или дизайнером. Если же вы на 100 процентов не уверены в профессионализме дизайнеров, с которыми работатете, то, надеюсь, моя статья поможет вам подходить к оценке более серьезно. Здесь очень важна практика, вас постоянно окружает реклама, старайтесь внимательно изучать и оценивать её, чем чаще вы это делаете, тем лучше будет у вас получаться. Успехов вам в работе!


 

Аркадий Софрыгин, основатель рекламного агентства Marketti, 2011 г.

 

 
  Рекламное агентство Marketti

e-mail: sudahodi@yandex.ru

тел.: +7-910-812-02-54